Несмотря на столь оригинальное название профессии, она появилась сравнительно давно и пользуется определенным спросом как стороны компаний, например, ПМК-ЕК, так и со стороны тех, кто стремится работать в данном направлении. Причиной, которая обусловила популяризацию данного направления, выступает значительное развитие логистики, а также постоянное увеличение количества складских помещений А-класса. Вопреки распространенному мнению, чтобы результативно работать на складе, необходимо обладать целой совокупностью знаний.
Основные требования к профессии
Начать работать водителем штабелера или же ричтрака может не каждый желающий даже при условии, что определенный человек проработал на складе, минимум, десятилетие. Одним из подобных нововведений выступает штабелер – механизм, предназначенный для подъема, а также опускания массивных грузов в течении минимального периода времени. Чтобы научиться результативно и, что самое главное, без какого-либо дополнительного ущерба управлять ричтраком (штабелером, имеющим выдвигающуюся мачту и предназначенного для обслуживания высоких, начиная от 5-6 метров, стеллажных систем), необходимо получить права тракториста-машинста категории не ниже В. Данный документ меняется каждые 10 лет при условии качественной сдачи специального экзамена. Личность, не достигшая совершеннолетия, не может получить данный документ и, соответственно, работать по рассматриваемой специальности.
Дополнительными, но также обязательными требованиями выступают: наличие водительских прав (категория не имеет значения), прохождение медосмотра. С целью обучения особенностям управления штабелером, каждый потенциальный водитель проходит специальные обучающие курсы. Предполагается, что стать хорошим специалистом способен только тот, кто стремится к постоянному обучению.
Последнее десятилетие ознаменовалось значительным техническим прогрессом, что сказалось, в том числе и на штабелерах: постоянно свершаются уже существующие модели и появляются новые. Несмотря на первоначально кажущуюся схожесть механизмов, имеется достаточное количество технических новаций, игнорирование которых не способно привести к должному результату.
Наличие водительских прав нельзя рассматривать в качестве обязательного условия, но их наличие позволяет с гораздо большей эффективностью организовать трудовую деятельность. Так как на складские помещения большой площади, заезжать множество машин, водителю штабелера необходимо иметь четкое о правилах дорожнего движения, для того, чтобы избежать столкновений и, как следствие, повреждение техники. При условии отсутствия прав, соответствующему человеку будет изложена упрощенная версия ПДД.
Главными навыками, на которых обращается внимание при обучении данной специальности на курсах, являются:
- работы, связанные с погрузкой и разгрузкой (акцентируется внимание на том, как вести себя с разными видами грузов для обеспечения их сохранности);
- особенности управления штабелером (несмотря на то, что на большинстве предприятий есть механики, занимающиеся обслуживанием и ремонтов приборов, наличие соответствующих знаний помогает в экстренных случаях оперативно устранить неполадку и продолжить работу);
- специфика комплектации и перемещения;
- складирование товара (хороший водитель штабелера должен иметь четкое представление об особенностях разгрузки продукции, как с фур, так и со стеллажей;
- техника безопасности и основы оказания первой медицинской помощи.
Помимо теоретического обучения происходит формирование и практических навыков, получаемых на специальных занятиях. В таком случае особого внимания заслуживает управление штабелером, работающим как в ручном, так и в электрическом режиме (последний вариант выступает в качестве более приемлемого, но учитывая широкое применение компьютерных технологий, требует постоянного совершенствования знаний и, в последствии, посещения дополнительных курсов).
После того, как слушателем был пройден процесс обучения, непосредственно представителем Гостехнадзора принимается квалификационный экзамен, позволяющий определить уровень общей подготовки, а также возможность выполнять все необходимые профессиональные обязанности. Если результат положительный, принимается решение о выдачи временного удостоверения, позволяющего совершать процесс управления данным электротранспортом в течении 2 месяцев.
На последующем этапе происходит стажировка на базе работодателя (при условии, что оплата происходила предприятием), либо на базе учебного центра (если место работы еще не определено и физическое лицо самостоятельно покрывает все необходимые расходы). В случае, когда результаты пройденной стажировки были положительными, выдается удостоверение длительностью 10 лет. После того, как пройдет данный период, необходимо снова сдать экзамен и подтвердить, таким образом, свою профессиональную пригодность.
После успешного прохождения всех соответствующих испытаний, работником должна выбраться категория В или С в отношении работы с электропогрузчиками. Наибольшее распространения получила практика, в соответствии с которой изначально происходит обучение на управление теми погрузчиками, которые имеют отношение к категории В, а уже в дальнейшем – к категории С. Сразу необходимо отметить узкую специализацию первого варианта, не позволяющую совершать управление иными видами специальной техники.
Уровень заработной платы водителя штабелера напрямую зависит от таких параметров как показатели деятельности предприятия (уровень его рентабельности), а также регион, на территории которого он функционирует. Стоимость курсов подготовки также может быть разной и варьироваться, в среднем, в пределах от 8 до 12 тыс. рублей, в некоторых случаях действуют гибкие системы скидок.